Садыков Вячеслав

Рассказы о путешествиях и другие новости.

23 Июль 2009

Оптина Пустынь, Шамордино и центр конного отдыха Караван.

Filed under: Разные поездки — sadykov @ 18:34

На эти выходные у нас впервые была запланирована поездка с ночевкой. Мы собрались съездить посмотреть Оптину Пустынь, что  70 км за Калугой, а на обратном пути решили остановиться на ночевку центре конного отдыха Караван, в котором 2 недели назад проходил день черного терьера, и где можно было остановиться с собаками. Утром была запланирована прогулка на лошадях, а потом – домой. Ехать собрались той же компанией, что мы ездили в Крым – с Ириной, Катюшкой, которая накануне вернулась из Турции, и Боней. Сначала была мысль выехать рано-рано, но потом прикинули, что большого смысла в этом нет и решили встать в 8 и в начале 10-го выехать – при таком раскладе Оптину Пустынь мы спокойно успевали осмотреть и даже заехать в соседний монастырь, женский, в Шамордино, а в Караван можно было приезжать в любой время – номера были забронированы и никуда не делись бы.

Началось все с того, что мы поспали. Да и прособирались дольше запланированного, поэтому выехали не в начале 10-го, а уже ближе к 11. Навигатор, заранее настроенный на Оптино, сообщил, что мы должны приехать на место в половине третьего. Но он же, например, не знал, что у нас по дороге был запланирован завтрак в Макдональдс в районе Троицка. Мы там останавливались по дороге на день черного терьера и решили, что это вполне подходящее место для небольшого привала и в этот раз. Как и ожидалось, такое место привала наибольшую радость вызвало у Катюшки. “Приваливались” мы чуть больше запланированного, во-первых, потому, что в это время там уже были очереди в кассы, а во-вторых, потому, что время близилось к обеду и надо было получше подкрепится. Кстати, дорога оказалась лучше, чем мы ожидали, в том смысле, что были опасения, что мы попадем в традиционные субботние пробки, но нельзя сказать, что мы долго где-то стояли. Тормозили только на светофорах, а так ехали вполне прилично. Подкрепившись, мы поехали дальше, выехали на Калужское шоссе, а потом и на Киевское. Тут подумалось, что нам надо было, наверное, сразу ехать по Киевскому шоссе – оно было четырехполосным и с отбойником посередине – ехать по нему было заметно комфортнее и быстрее, чем по узкому Калужскому, да и наверняка на нем где-нибудь тоже был Макдональдс. Мы так весело летели по шоссе, что пролетели нужный поворот на Калугу. Навигатор, конечно, быстро пересчитал маршрут и сообщил, что объезд Калуги по Киевскому шоссе получается не намного дольше, но там был ремонт дороги и несколько километров две полосы были  закрыты, поэтому встречные ехали по нашей левой полосе, а потом еще несколько километров в середине дороги был снят асфальт. Тем не менее до Калуги мы добрались нормально, переехали через Оку и двинулись в сторону Козельска, до которого оставалось 60 с лишним километров. Дорога была достаточно ровная, но узкая, движение по ней было интенсивным, поэтому пришлось долго пилить в длиннющей очереди за трактором. На подъезде к Козельску навигатор показал, что надо поворачивать на Нижние Прыски – запомнилось название. Он решил, что так будет короче. Я посмотрел на карту и решил ему поверить. Оказалось, что зря. Там где, он изобразил поворот на Оптино, на самом деле был мост, выезда на который от Нижних Прысков не было. Поэтому пришлось ехать до центра Козельска и поворачивать там. Так что мы мельком посмотрели и Козельск – типичный провинциальный городок центра России. К Оптиной Пустыни подъехали уже около четырех часов дня. Солнце жарило, поэтому главным вопросом был вопрос поиска тени, чтобы можно было в машине оставить собак. В дороге-то мы ехали с кондиционером, но чуть остановишься на солнышке, как температура в салоне взлетала моментально. На большой парковке (размер которой хорошо говорил о количестве туристов и паломников, посещающих это место) тени не было совсем, я пошел на разведку и обнаружил, что дальше есть поворот, после которого дорога уходит в лесок и, начиная с этого поворота, на обочине есть тенек. Там почти все было забито машинами, но нам повезло, одно место совсем рядом с поворотом неожиданно освободилось, и мы смогли припарковать там обе машины.

Юбку вместо джинсов Наталья одела еще на трассе, на одной из коротких остановок. Ирина и так была в юбке, Катюшке юбку нацепили поверх джинсов. Повязали платочки и отправились в монастырь. Даже несмотря на такую тщательную подготовку на входе сторож оговорил Ирину за голые плечи, но в остальном мы вполне сошли за нормальных паломников.

Если быть до конца откровенным, то какого-то серьезного впечатления монастырь не произвел. Может сказалась долгая дорога, может то, что на территории было много народу, но как-то все это больше напоминало туристический, а не духовный центр. В храмы я не пошел, остался на улице снимать панорамы, и, по словам Натальи, правильно сделал – в храмах было полно народу. Дамы оставили там записочки, купили свечки и иконки. В книжной лавке Наталья у продавца спросила хорошую книжку по Оптину Пустынь, тот повертел головой, показал на пустое место на прилавке и сказал, что она лежала вот тут, но вся уже кончилась.

Оставалось еще одно дело – набрать святой водички. На территории монастыря источник нам не попался, зато около того места, где мы припарковались, был указатель “Источник Св.Пафнутия – 350м”, поэтому экскурсию по монастырю мы решили считать завершенной и отправились обратно. По дороге, правда, заглянули в домик, где была гостиница и маленькая кафешка – даже не совсем кафешка, а чайная – небольшая комнатка, где продавали пирожки и чай, и купили там разнообразных пирожков. Мне достались пирожки с рыбой и изюмом, очень даже вкусные.

Прежде чем отправиться на источник, мы решили сфотографироваться с собаками на фоне монастыря, чем вызвали легкий фурор у проходящих мимо паломников. Сразу посыпались шуточки, что собаки тоже на службу идут. Что ж, собаки у нас вполне служебные.

Потом с собаками отправлись к источнику, но не по указателю, а кружным путем – собакам тоже надо было погулять после долгого сидения в машине. Набрать воду в источнике оказалось не так просто. Дело в том, что вода из него текла не просто так, а в купель. Т.е. дойдя до источника, мы обнаружили там домик с двумя входами М и Ж. По разговорам стоящих вокруг людей стало понятно, что вода течет в мужской части купели, я заглянул туда и обнаружил, что труба, из которой можно набирать воду нходится на противоположном конце купели, и чтобы воду набрать, надо залезть в купель и всю ее пройти. На такой повиг я не решился, поэтому мы отправились обратно к машинам без водички, успокаивая себя тем, что на обратном пути недалеко от Козельска в Шамордино есть еще женский монастырь и там наверняка с набором святой воды будет попроще. Когда мы отъезжали от монастыря с нами до Козельска напросились доехать 2 бабушки. Одна даже ринулась к нашей машине, и хорошо, что ее вовремя остановила Наталья – думаю, что все трое – бабушка, Бася и Стася испытали бы большое удивление от встречи. Уезжали мы от монастыря с легким чувством разочарования. Все-таки ожидалось увидеть более благостное место, хотя может быть в более благостное место праздношатающихся туристов не пускали. Улыбнули ценники, на которых цена была наречена “ориентировочным размером пожертвования”. Совсем другое впечатление произвел женский монастырь в Шамордино. Он тоже, вообще-то, является туристическо-паломнической достопримечательностью, о чем, кстати, свидетельствует большое кафе на пути от трассы до монастыря, но все равно атмосфера на его территории была гораздо более чинной и душевной. Мы прошли вдоль рядя храмов из красного кирпича по направлению, которое указывали таблички с надписью “Источник”, и хоть фотографирование на территории монастыря не благословлялось, т.к. очень многие там фотографировали то и я не смог удержаться.

Дорожка к источнику перешла в лестницу, которая оказалась достаточно длинной, со скамеечками и даже со смотровой площадкой, с которой неожиданно открывался шикарный вид на местные просторы.

А в конце лестницы была оборудована большая площадка, чем-то напомнившая площадку у источника женского монастыря под Задонском. Там же была купель, откуда выходили паломницы с мокрыми и счастливыми лицами, был большой крест, столики, скамеечки и сам источник.

Струя воды была расположена довольно низко и чтобы набрать воду пришлось хорошо нагнуться, но это все равно было проще, чем нырять в купель. Набрав водички, мы отправились наверх и, видя, что народ заходит в самый большой храм, я предложил еще и туда всем зайти. И надо сказать, что никто не пожалел об этом. В Храме было на удивление светло, свободно и легко, хотя народу было много. Шла служба и монахини очень красиво пели, а иконы вокруг производили какое-то очень радостное впечатление. Удивительное явление. Около Храма мы нашли могилу Перлова С.В. – практически его стараниями в этом месте вырос такой замечательный монастырь. Это был тот самый Перлов, по имени которого была названа Перловка, что находится между Москвой и Мытищами, поэтому благодаря такой связи, монастырь показался особенно близким и чуть ли не знакомым.

Обратная дорога не была отмечена ничем интересным. Была мысль где-нибудь поужинать, но около шамординского монастыря мы купили отварной картошечки и малосольных огурчиков, поэтому ужинать решили в месте нашей ночевки – в Караване, благо там была обещана оборудованная кухонька. На лукойловской заправке еще купили чай в пакетиках и бекон в вакуумной упаковке, больше ничего покупать не стали, поскольку там цены на продукты были раза в 2 выше, чем в привычных нам магазинах.

В Караван мы приехали ближе к 10 вечера. Гостинничка оказалась уютным деревянным домиком рядом с конюшнями. Номера, где можно было останавливаться с собаками оказались на разных этажах, но особых проблем это не вызвало. Хоть практически все номера были заняты, суеты там не наблюдалось и кухня оказалась свободной. Мы вытащили все съестные запасы, погрели картошечку и капитально налопались. В запасах у нас еще была бутылочка легкого (7 градусов) белого сладкого вина Robertson Winery из Южной Африки. И оно тоже было очень кстати. Удивительно, но комаров в гостинце не было. Зато была душевая кабина, которой мы с удовольствием перед сном воспользовались.

Утром проснулись часов в 8, слегка позавтракали и отправились гулять с собаками по той дорожке, по которой мы уже гуляли на Дне черного терьера. К нашей собачьей компании тут же прибился кобелек дворняжной внешности, к которому Боня начал высказывать нешуточную ревность. Ирина Боню долго уговаривала, дергала за поводок, но тот все никак не унимался, пришлось разделиться, мы пошли дальше, а Ирина с Катюшкой и Боней отправились в другую сторону. На поляне, где 2 недели назад проходили соревнования, в этот раз расположился детский палаточный лагерь. Народ завтракал за стоящими на крытой террасе столами, и народу было много. Подумалось, что накануне шли очень сильные дожди и было не очень понятно, как народ из лагеря от них спасался, но видимо как-то спасся. Дорога шла вдоль речки, но  этот раз мы решили собак в нее не пускать – иначе пришлось бы оставлять их мокрыми и грязными в номере, что было не очень хорошо. Стаська, правда, набегалась по траве мокрой от росы и немного намокла. Вот мы вернулись к гостинице:

К 10 утра мы подтянулись к конюшне. Уточнив, что мы все в первый раз, Даша, с которой мы и договаривались о приезде, сказала, чтобы мы запоминали клички своих лошадей. Катюшке достался Казбич, мне – Линда, Наталье – Агат, а Ирине – Таулан. Моя Линда оказалась крупной лошадью светло серого цвета, остальные – коричневые (гнедые?) Лошадей вывели на пятачок перед конюшней,  первым делом опрыскали репеллентом от слепней и прочих летающих и кусающихся насекомых. Заодно опрыскали и Катюшку с Натальей и Ириной. Залезть на лошадь оказалось делом не сложным. Видимо потому, что те стояли спокойно, и Лариса (наш инструктор) сильно опустила стремя, чтоб можно было сразу встать на него ногой. Кофр с фотоаппаратом я оставил на веранде около конюшни, поснимать с лошади, конечно, очень хотелось, но было ощущение, что тяжелый кофр будет мешаться.

Потоптавшись перед конюшней, мы поехали на плац – огороженную площадку, осваивать премудрости управления лошадью. По первости было совершенно непонятно, что делать, как справиться с таким крупным животным, благо лошадки попались опытные и спокойно шагали цепочкой по привычной им дорожке. Ирину немого напугали тем, что ее Таулан очень не любит слепней, и, если его будут кусать, то он может лечь на пузо. Мало того, он постоянно пытался то ли чесать себе бок левой задней ногой, то ли так отмахивался от слепней. В результате всего этого после нескольких кругов по плацу Ирина наотрез отказалась на нем ехать. Я ей предложил поменяться лошадьми, т.к. моя Линда была вполне спокойной, и мне даже дали палочку, чтобы ее подгонять. такую же палочку-хлыст дали и Наталье. Ирина не сразу, но согласилась, мы поменялись конями. и продолжили шагать кругами по плацу. С ездой шагом мы довольно быстро разобрались и Лариса стала объяснять, как надо ездить рысью, но немного попробовав, и поняв, что это очень не просто и чревато тем, что можно себе отбить все ягодицы, народ дружно завопил, что никакой рыси не надо, и что будем продолжать ездить шагом. Тогда Лариса предложила кататься шагом не по плацу, а поехать в поле. Мы сразу согласились, Лариса привела лошадь для себя, и мы отправились в поле. Довольно долго ехали по ровной дорожке в поле. Потом перешли дорогу и подъехали к броду через небольшую речку, в которую мы утром не пустили собак купаться. Лошади устроили водопой, а потом легко перешли речку в брод. Забавные все-таки ощущения были от такой переправы :) Дальше мы снова ехали через поле, лошади пытались подкормиться свежей травкой, поэтому немного задерживались и пытались наверстать отставание легкой рысью. С непривычки биться при этом об седло попой было очень неприятно. Постепенно я научился держаться при рыси в седле так, чтобы не отбить себе ничего, что-то подсказывала Лариса, но ее советы были слышны только Катюшке и мне, а Ирина и Наталья и советов не слышали и приспособиться к езде рысью никак не могли. А еще Агат под Натальей испугался проезжавших мимо велосипедистов, и резко отпрыгнул в сторону, что тоже радости Наталье не доставило. Поэтому когда мы подъехали к относительно высоком берегу Нары, у Ирины и Натальи было только одно желание – побыстрее вернуться и слезть с лошади на землю. Мне же вид с берега показался очень живописным и я пожалел, что не взял с собой фотоаппарат. Но буквально через несколько минут я уже радовался, что его не взял. А случилось вот что. Мы спустились к реке по пологой дороге, и Лариса предложила часть обратного пути проделать по реке. Сама она на своей лошади уже зашла в реку – вода доходила лошади до брюха. Но при этом Лариса сказала, что если будет глубже, то ноги надо поднимать повыше. Катькин Казбич стоял и в речку идти не желал. Я его обогнал и аккуратно спустился в Ларисе. Наталья с берега сказала, что она по реке не поедет, и тут Таулан подо мной решил искупаться и лег на брюхо в воду. Соответственно по пояс в воду опустился и я. Причем все произошло так быстро  неожиданно, что я даже не успел испугаться, только покрепче схватился за седло, и поэтому в воде оказалась еще и рука с часами. Таулан быстро поднялся, но я уже успел набрать воды в кроссовки и намочить джинсы целиком. Благо на улице было жарко и вода была даже кстати, а джинсы я специально одел те, которые не жалко :) Вот тогда-то я и порадовался, что не стал брать с собой фотоаппарат – купать его совсем не входило в мои планы :) Обратный путь был не очень долгий, но достаточно разнообразный, пришлось и через поле ехать, и снова вброд переходить ту небольшую речку, и даже через заросли пробираться. Мы с Катюшкой ехали более-менее нормально, а вот судя по крикам иногда доносившимся сзади, для Ирины и Натальи остаток пути был далеко не веселым. Подъехав к конюшне я постарался побыстрее слезть с лошади, чтобы успеть сфотографировать нашу кавалерию. Катюшка успела слезть с лошади раньше, а наш арьергард с удовольствием мне попозировал.

Потом Ирина с Натальей стали рассчитываться, а Катюшка пошла в конюшни, еще раз повидать своего Казбича, я конечно отправился за ней. Там было темновато, но что-то сфотографировать удалось.

Затем мы прикончили оставшиеся съестные припасы, делясь друг с другом впечатлениями о катании, и рассказывая что у кого теперь болит. И после небольшого отдыха отправились домой. Вернулись домой такими отдохнувшими, что сразу завалились спать. Накатали мы за два выходных около 700 километров.